Водить автомобиль ночью – целая наука

Дата: 13-09-2011, 13:30

Управлять автомобилем – достаточно ответственное задание, ведь от водителя зависит не только его собственная жизнь, но и жизнь тех, кто вокруг него. А ночью вести машину нужно с удвоенной осторожностью, потому что по статистике ночью в авариях гибнет в два раза больше людей, чем днем.

 

Особого внимания заслуживает тот факт, что ночью любой человек видит предметы вокруг хуже, чем днем. И чем старше человек, тем хуже его сумеречное зрение. Поэтому людям преклонного  возраста лучше воздержаться от управления транспортом в ночное время.

 

Сначала осмотрите авто

 

Но и молодым, прежде чем выезжать из гаража ночью следует тщательно подготовиться. В первую очередь нужно проверить состояние фар ближнего и дальнего света, яркость габаритов, стоп-сигналов и «поворотников» и других осветительных приборов. И еще нужно не забыть проверить «противотуманки» и состояние подсветки приборной панели. Ведь, если она не будет видна в темноте, то водитель не сможет контролировать состояние автомобиля, его скорость, количество горючего в баке и прочее.

 

За осветительными приборами приходит очередь стеклоочистительных. Нужно тщательно проверить, все ли в порядке с «дворниками», ведь малейший дефект или грязь на лобовом стекле может отвлечь внимание и создать аварийную ситуацию, поэтому, не заводите машину, пока не убедитесь, что у вас неизношенные дворники, нормальное количество жидкости в стеклоомывателе и чистые боковые зеркала. Да-да, именно боковые зеркала, если они не вымыты, могут ограничить видимость настолько, что водитель, не сможет двигаться дальше. И помните, все те огрехи, которые водитель может позволить себе в светлое время суток. Ночью могут привести к трагедии, поэтому будьте очень внимательны.

 

Если вы совершаете первый «ночной выезд» или же приобрели новый автомобиль и еще не совсем уверены в нем, то лучше заранее проверить, где находятся всевозможные кнопки и тумблеры. Особенно важно почти автоматически переключать дальний свет фар на ближний, а не пытаться нащупать переключатель в темноте, даже не предполагая, где он может быть. Ведь, пока вы ищите, внимание рассеяно, и на встречную полосу легко может «выскочить» какой-нибудь автомобиль.

 

Чтобы проверить свет задних фар в одиночку существует достаточно простой метод: нужно подогнать автомобиль к любой стене  по отблескам на ней будет сразу понятно, работают или нет задние фары и прочие огни. Если же рядом нет стену, то можно пригласить друга или родственника, и попросить посмотреть, что «происходит» с вашим авто сзади.

 

Научным фактом является то, что водитель за рулем опирается в основном на зрительное восприятие. Именно от того, что он видит, и зависят решения, которые он принимает в той или иной ситуации. Ночью же видимость значительно хуже и, к тому же, ограничена лишь той зоной, которую освещают фары, поэтому водитель не может уверено и надежно управлять автомобилем, ведь в темноте легко ошибиться не правильно оценивая расстояние до тех или иных объектов или скорость передвижения других автомобилей. Даже скорость собственного автомобиля в темноте можно воспринимать неадекватно, поэтому в темное время суток нужно тщательнее следить за приборами. 

 

Учитывайте ситуацию на дороге

 

А так как зона видимости ограничена светом фар, то меньше времени остается на совершение какого-нибудь маневра или на принятие решения. То есть, если вы допустите ошибку, то на то, чтобы исправить ее у вас ночью будет времени намного меньше, чем днем Соответственно, нужно увеличивать скорость реакции на изменение ситуации на дороге. И чем она выше, тем безопаснее ехать в темноте.

 

Для того чтобы не пришлось срочно придумывать что делать, лучше всего ехать в темноте на минимальной скорости. Это даст возможность внимательно рассмотреть все предметы вокруг и избежать непредвиденных неприятностей. Если ехать на минимальной скорости нельзя, то, в любом случае, не стоит «лихачить». Тормозной путь авто не должен быть длиннее вашей зоны видимости. То есть нужно выбрать такую скорость, при которой тормозной путь будет не длиннее, чем зона освещения.  

 

При выборе скорости следует также учитывать ситуацию на дороге. И, если днем какие-то предметы можно заметить издалека и сделать выводы о том, как успешно «разъехаться» или обойти препятствие, то ночью, автомобили или столбы могут просто «выныривать» из темноты. Водитель заметит преграду позже, соответственно, времени на реакцию у него останется мало, в этом и кроется основная опасность.

 

Еще одно опущение, которое происходит достаточно часто: водители со слабым зрением не носят очки за рулем. Даже днем такая небрежность может привести к аварии, но ночью отсутствие очков для коррекции зрения может легко привести к тому, что водитель не заметит что-то важное и случится ДТП. Одно дело, что можно недоглядеть яму, кочку или камень и просто «потерять» какую-нибудь запчасть. Но ведь можно не заметить и пешехода, случайно выскочившего на проезжую часть. В таком случае возможно всякое: от просто неприятного разбирательства до серьезной травмы  пешехода и лишения прав. Если в обычной жизни вы не хотите носить очки – это ваше право. Но во время управления автомобилем, зрение не должно вас «подводить», поэтому надевайте очки смело.

 

И помните, что если вы едете по ночной дороге, то ваши фары освещают не так уж и много пространства. В неосвещенной зоне вполне могут «скрываться» опасные объекты, например, неожиданно сорвавшийся с ручника автомобиль. Поэтому, во время ночной езды стоит больше внимания обращать на свою интуицию. Даже если у вас есть смутное предчувствие, что впереди что-то не так. Лучше снизить скорость или вообще остановиться. По известной поговорке, лучше «перебдеть», чем попасть в аварию.

 

Внимание, пешеходы

 

И днем, и ночью, у водителей возникает масса проблем из-за пешеходов на дороге: то они переходят в неположенном месте, то в положенном, но слишком медленно, и так далее. Но днем, заметив на обочине пешехода, который собирается перейти на другую сторону проезжей части, можно успеть остановиться даже в самый последний момент.  темное время суток человека на обочине водитель может и не заметить. То есть на проезжую часть такой пешеход буквально «выпрыгнет» перед самым капотом авто. Что из этого получается обычно говорит сводка о гибели на дорогах. Но особенно внимательно нужно смотреть, нет ли поблизости детей. Они не высокие, поэтому заметить их сложнее, но двигаются они быстрее, чем взрослые, и часто не понимают опасности. Пожилые люди же, наоборот, имеют замедленную реакцию, и это тоже проблема, ведь на дорогу они практически не смотрят, а если и смотрят, то могут ложно оценивать расстояния, отсюда и ДТП. Но пьяные же – это особый случай. Им, как известно, «море – по колено», а уж проезжая часть – и тем более.

 

При появлении кого-нибудь из этих «опасных» категорий, нужно сразу просчитать возможные варианты и подготовить себя к худшему. Лучше сразу «сбросить» скорость, прикинуть, как лучше объехать пешехода и приготовиться затормозить. Но, предварительно нужно сделать так, чтобы машину заметили: посигналить или «моргнуть» фарами.

 

Но не только пешеходы представляют опасность на дороге. Транспортное средство, которое едет впереди также может создать ДТП, если резко затормозит. Ночью невозможно заметить, что машина останавливается, если не горят стоп-сигналы, поэтому смотрите внимательно.

 

Главный враг водителя – усталость

 

Но главный враг водителя – это усталость. Они притупляет реакцию и изменяет восприятие. Поэтому в длительные ночные поездки лучше всего брать с собой напарника, который поведет авто, если вы захотите отдохнуть. Так, заменяя друг друга, можно с минимальными потерями доехать до пункта назначения. Но если вы едете один и чувствуете, что устали, лучше остановиться  отдохнуть.

 

Еще очень важно во время езды ночью соблюдать дистанцию, заблаговременно включать габаритные огни, «поворотники» и стоп-сигналы и не ехать слишком быстро, чтобы иметь больше шансов оценить обстановку на дороге. Если вы собираетесь сделать какой-то маневр, повернуть или остановиться, то другие участники движения обязательно должны знать об этом заранее. Ведь и вы, и другие водители должны иметь время для того, чтобы среагировать. Так не лишайте их такой возможности: включайте все световые сигналы заблаговременно. И, в целях безопасности, ночью нужно держать большую дистанцию между транспортными средствами, чем днем, опять же потом, что среагировать вовремя в темноте сложнее. 

 

Кроме того, в темное время суток лучше не обгонять автомобили по встречной полосе. Если же не совершать обгон невозможно, то нужно быть предельно осторожным. Ещё заранее нужно продумывать маршрут движения. Даже если местность вам хорошо знакома, то в темноте восприятие меняется и легко не заметить нужный поворот. Если водитель «мечется» по дороге в поисках верного пути, ни с того, ни с сего разворачивается или останавливается, то это сильно усложняет движение. Поэтому заботьтесь не только о себе, но и об остальных участниках движения: планируйте свой маршрут.

 

И помните, что за рулем нужно быть постоянно на «чеку». Даже не смотря на то, что машин на дороге ночью меньше, чем днем, о видимость уже и, соответственно, возможных опасностей больше. Потому расслабляться нельзя: нужно постоянно смотреть по сторонам и следить за спидометром. Конечно, каждый водитель «чувствует» скорость. Но ощущений ночью недостаточно, а скорость авто необходимо оценивать адекватно, чтобы успеть вовремя затормозить.

 

Не торопитесь давить на «газ»

 

Как уже говорилось, скорость движения ночью нужно тщательно продумывать. НЕ смотря на то, что правила дорожного движения разрешают вне населенных пунктов двигаться со скоростью 90 км/ч, то для неопытного водителя даже такая скорость может оказаться запредельной. Поэтому, прежде чем выжимать педаль «газа», ответьте на следующие вопросы:

  1. Сколько полос движения на дороге, по которой вы едете? Если полоса всего одна, то быстро ехать по ней опасно и лучше «сбросить» скорость, но если полос три или две в каждом направлении, то можно чуть «ускориться».
  2. В каком состоянии находится дорожное покрытие, и какое оно? Совершенно понятно, что по асфальтированной дороге ехать можно быстрее, чем по грунтовой, и не опасаться «поймать» глубокую яму. Но если и на асфальте много выбоин, то в целях безопасности лучше ехать медленнее. Ведь, движение по колдобинам «убивает» подвеску автомобиля.
  3. Насколько хорошо вы знаете дорогу, по которой едете? Если вы миллион раз уже проезжали по этой дороге и наизусть знаете, где какой знак, перекресток, а где яма, то можно и ускориться. Но по ново трассе, где все неизвестно, лучше ехать, не торопясь.
  4. Насколько ваш автомобиль «в порядке»? Нельзя ехать на высокой скорости, если у вас старая резина, плохо работают тормоза или не отрегулирован развал и схождение колес. Ведь, в случае происшествия, проблемы с авто не позволят предотвратить аварию, даже если вы вовремя заметите препятствие и захотите остановиться. 
  5. Каковы погодные условия во время вашей поездки? Совершенно ясно, что гололед, дождь или снег – не самое лучшее подспорье в пути, поэтому в такую погоду нужно ехать очень неспешно. Кроме того, случается, что дождь или снегопад очень сильно ограничивают видимость, как и туман, и уже за несколько метров дальше капота не видно ничего. Конечно, в такую погоду лучше совсем отказаться от разъездов, но если такой возможности нет, то лучше двигаться  не быстрее 10 км/ч. Согласитесь, лучше слышать недовольные сигналы, чем переехать кого-нибудь.
  6. Сколько машин на дороге, кроме вас? Конечно, если вы едете в гордом одиночестве, то можно без зазрения совести включать «дальний свет» и ехать чуть быстрее, но если машин много, особенно встречных, то чересчур разгоняться не стоит.

Если встречная полоса пуста, то нет смысла ограничивать свою видимость. Но, как только в поле зрения появляется другой автомобиль, то нужно сразу же сбросить скорость и перейти на ближний свет фар, ведь дальний просто ослепит другого водителя. Свет в глаза сильно ухудшает видимость в темноте, поэтому ехать быстро  опасно. Да, и собственные фары не освещают достаточно пространства, чтобы увеличивать скорость.