Работа с рулевым колесом. Руководство для новичков

Дата: 13-09-2011, 13:29

Процесс работы с рулевым колесом сложнее, чем кажется на первый взгляд. Постараемся рассказать вам детально, о том, как правильно проходить процесс обучения вождению и какие нюансы нужно учесть в первую очередь.

 

Грамотное управление рулевым колесом

 

Прежде всего, запомните, что нельзя поворачивать руль, если автомобиль находится в выключенном состоянии. Это может привести к тому, что шины сотрутся раньше времени. А еще гидравлический усилитель при выключенном двигателе не работает. Как следствие, повреждается рулевой механизм. Каждый автомобилист обязан уметь поворачивать руль, не снимая с него при этом рук. Если вы научитесь этому, то сможете без труда управлять автомобилем на скользкой трассе.

 

Руль следует держать не слишком сильно, но при этом крепко. Когда машина находится в движении, даже маленькое усилие может повлиять на то, что авто резко изменит траекторию своего пути. А при учете того, в каком состоянии сейчас находятся наши дороги, это правило становится очень актуальным. Еще более опасным будет для водителя момент, когда он отпускает руль обеими руками. При этом поймать рулевое колесо в нужный момент может и не получиться.

 

Контроль и внимательность – основные качества опытного водителя

 

Автомобилист должен четко и ясно понимать, в какую сторону направлены колеса его авто. Чтобы не потерять обратную связь при разворотах под большим углом, следует придерживаться ряда правил, которые приведены ниже.

 

Одна рука водителя должна контролировать положение руля. Она остается на месте. Если машина поворачивает влево, это будет правая рука, если вправо – левая. То есть, если выполняется поворот направо, то рулевое колесо должна перехватывать правая рука. И соответственно, при левом повороте – левая. Рука, которая на данный момент является контролирующей, должна находиться на своем месте. Она останется там же и при возврате руля в исходное положение. Когда рулевое колесо проходит свое нейтральное положение при повороте, вы можете сменить руку.

 

Оттачиваем мастерство. Правильное положение рук на рулевом колесе при повороте налево

 

Руль следует поворачивать обеими руками на максимально большой угол. По возможности, не перехватывайте руль. Делайте это только когда поймете, что дальнейший поворот невозможен. Новичкам, причем абсолютно всем, свойственна такая ошибка: они поворачивают руль и при этом перехватывают его через короткие расстояния. Запомните, что, во-первых, такие действия абсолютно бесполезны. А во-вторых, вы можете потерять контроль над самим автомобилем.

 

Если вам требуется повернуть под большим углом налево, то в этом случае ваша правая рука будет контролирующей, а левая будет перехватывать руль. Итак, левая рука охватила рулевое колесо. Теперь раскройте пальцы правой руки и обопритесь ладонью в рулевое колесо, при этом она провернется относительно точки соприкосновения. Затем опять охватите руль. Теперь ваши руки приняли исходное положение. Требуется еще один оборот – повторите те же действия.

 

Положение рук на рулевом колесе при повороте направо

 

 

Когда руль возвращается в нейтральное положение, контролирующая рука остается на своем месте. Чтобы ладонь провернулась относительно руля, следует разжать пальцы и немного упереться в обод ладонью. Теперь ваши руки скрещиваются. Верните левую руку на свое исходное место, после чего двумя руками поверните руль на нейтральную позицию.

 

Иногда сразу после такого поворота нужно повернуть руль направо. Такие действия необходимы, например, для того, чтобы выбраться из заноса. Здесь надо очень быстро сменить ведущую руку. Это поможет всегда иметь обратную связь с машиной. Руки при этом действуют точно так же, как действовали, выполняя левый поворот. Только в строгой симметричности. От того, какова дорожная ситуация на данный момент, зависит техника руления. Существует два способа управления – силовой и скоростной.

 

Техника выполнения силового приема

 

Силовой способ. Сущность его с том, что работать нужно обеими руками без перехвата или же по очереди каждой рукой, при этом перехват присутствует. Пропускайте рулевое колесо сквозь пальцы. Положение рук меняйте в зависимости от того, каков угол поворота.

 

Руки должны принять исходное положение на руле. Потом скользящим и легким движением передвиньте правую руку вверх по ободу руля. При этом на воображаемом циферблате проследите за тем, чтобы она не зашла за цифру «12».  Затем поверните руль правой рукой по часовой стрелке. Левая при этом скользит вниз в направлении, которое противоположно вращению руля.

 

Возьмите левой рукой в нижней части руль. Продолжайте поворот столько, сколько будет необходимо. При этом правая рука ваша перемещается по рулю вверх. Траектория движения машины выравнивается уже после того, как был сделан правый поворот. Так вы выравниваете машину, пропуская руль в обратном направлении. Обязательно следите за тем, чтобы он сам беспрепятственно не вращался.

 

Техника силового управления рулем используется в том случае, если вы едете по грунтовым неровным дорогам, на ухабах, по колее и т.д. Отличительной особенностью силового способа является то, что водитель автомобиля в этом случае всегда знает, в каком направлении и на какой угол повернулись управляемые колеса его транспортного средства.

 

Скоростной способ

 

Такой способ дает возможность поворачивать руль в необходимом направлении в несколько раз быстрее, нежели при силовом управлении. Конечно же, от индивидуальных возможностей водителя это тоже зависит. При скоростном способе появляется возможность управлять как одной рукой, так и обеими одновременно. Можно даже сочетать технику использования рук. Также вы можете при повороте авто на 180° применять перекрестный перехват рук.

 

Запомните, что скоростной способ, в отличие от силового управления рулем не позволяет водителю ясно представлять себе, в каком положении находятся его колеса. Вообще, нужно отметить, что это очень значимый недостаток. По сути, обратная связь – это одно из самых важных условий, при котором транспортное средство можно вывести из поворота, сделать более устойчивым, если оно вдруг попадет в занос.

 

Пример скоростного способа управления рулем

 

Вам нужно повернуть направо, используя скоростной метод и работать при этом одной рукой? В этом случае перейдите из начального положения от захвата руля к вождению тыльной стороной кисти. Кажется, что выполнить это очень сложно? Ничуть! Пара тренировок, и прием освоен. Итак, в нижней части руля вы ведете тыльной стороной кисти. Потом следует последовательный переход к вождению открытым хватом через ребро ладони. Затем вы переходите к вождению открытым хватом, при этом плавно переходите к закрытому хвату. Теперь рулите закрытым хватом.

 

Из положения начального нужно повернуть руль направо. Нужно сделать перехват правой рукой, при этом используя скоростной способ вождения с перекрестным перехватом. Далее, поворачивайте руль левой рукой, при этом делайте перехват правой руки. Это считается началом перекрестного перехвата. Вы выполните перехват правой рукой, после чего следует осуществить поворот руля до момента перехвата руля левой рукой. После этого делаете поворот руля правой рукой со скоростным перехватом левой рукой. По окончании всех действий левой рукой производится поворот рулевого колеса с перехватом правой. Это и будет окончанием перекрестного перехвата.

 

Нюансы поведения на дорогах

 

Когда выбираете более удобный для себя способ управления рулем, помните, что угловая скорость поворота рулевого колеса должна совпадать с траекторией движения и скоростью автомобиля. К примеру, во время движения нужно сделать тот или иной маневр. Так вот, очень рекомендуем использовать только скоростной способ. Тем более, если скорость транспортного средства не более 50 км/ч. Разрешено менять стандартный хват руля только в том случае, когда вы можете предугадать все свои действия на поворотах, объективно оценивая его крутизну и скорость автомобиля.

 

 Когда определите угол поворота руля, сделайте предварительный хват с тем расчетом, чтобы на повороте, когда точность вождения наиболее важна, обе ваши руки были задействованы. То есть, если нужно повернуть автомобиль налево, можно выполнить предварительный захват из начального положения до начала поворота руля. После чего при повороте налево рулевое колесо должна поворачивать левая рука, а правая только слегка скользить по нему.

 

Какой способ управления выбрать?

 

От уровня мастерства автомобилиста зависит, насколько часто при вождении он использует скоростной способ управлении. Профессиональный водитель пользуется им как можно реже. А если перед вами новичок, то, скорее всего, человек будет просто вынужден пользоваться скоростным методом. Поэтому, чтобы достичь необходимого уровня, набраться опыта, обязательно тренируйте технику руления.

 

Нередко происходит и такая ситуация: автомобилист после маневра (им может быть прохождение поворота либо разворот) отпускает руль, вообще его не поддерживая руками. При этом он ждет, что рулевое колесо само вернется на исходное положение. Однако если рассматривать вопросы безопасности, как раз этот случай безвредным назвать крайне сложно, тем более учитывая ситуацию на наших дорогах. Проблема здесь в стабилизирующем моменте, который был разбалансирован, руль может и не вернуться в исходное положение. Он может остановиться в ненужный момент, и тогда опасности избежать будет очень трудно. Причинами разбалансировки могут быть маленькие неполадки в механизме, который отвечает за нормальную работу руля либо развал и схождение колес, вовремя не отрегулированные.

 

Если же обойтись без этого вы не в состоянии, то придерживайте руль скользящим хватом. В этом случае у вас будет шанс вовремя среагировать на какие-либо форс-мажорные обстоятельства.

 

Запомните, привычка вести машину одной рукой, тогда как вторая лежит на рычаге передач, до добра не доведет. И еще, с руля можно снимать руку только тогда, когда нужно сделать что либо, что касается непосредственно машины. Это может быть работа с рычагом переключения передач либо переключение света фар. При этом важно не забывать о том, что если вы держите руль одной рукой, силу сжатия нужно увеличить. Помните, что профессиональный водитель никогда не потеряет контакт со своим рулевым колесом при любых дорожных ситуациях.