Автоинструктор и уроки вождения - основы управления

Автоинструктор и уроки вождения - основы управления Дата: 4-08-2014, 17:11

Главными органами управления любого автомобиля являются руль и педали. Начиная тренировки по вождению на местности, необходимо выбрать широкий участок дороги. Машина должна находиться посередине. В первую очередь необходимо научить учащегося плавному повороту рулевого колеса в одну сторону, потом, возвратив его в исходное положение, в другую сторону на тот же угол. Машина будет двигаться змейкой.


Инструктор последовательно задает различные углы поворота руля: угол в пределах люфта или немного превышая его (что будет соответствовать прямолинейному движению), затем угол в 90, 180 и 360 градусов, а также и максимально возможный. Поворот может быть выполнен двумя способами - без отрыва рук от руля или с перекрещиванием рук (если предстоит выполнить большой угол поворота).


Все упражнения выполняются вначале при движении вперед, затем задним ходом. Однако стоит отметить, что поворот руля на максимальный угол при заднем ходе не задается. Все упражнения должны повторяться неоднократно, до полного свободного владения рулевым колесом. Обучаемый должен уметь сохранять траекторию движения машины при разных углах руля.


Другими органами управления являются педали. Обычно управляя машиной, нажимают педаль тормоза левой ногой, а педаль газа - правой. В классической модели автомобиля левой ногой жмут педаль сцепления, а правой остальные.


Правая нога, кроме стопы неподвижна. Легко жмете педаль газа. Тахометр покажет частоту вращения коленчатого вала двигателя. Пока не нажата педаль, двигатель работает на холостом ходу, то есть около тысячи об/мин. Но, чтобы автомашина тронулась с места, двигатель должен совершать 1600 - 1900 об/мин. Однако лучше, если вы научитесь ощущать двигатель своей «ласточки» без показаний приборов. Водитель не должен отвлекаться на показания различных приборов. Постоянная тренировка и можно довольно быстро делать нужный «газ» без показаний приборов.


Первый диск сцепления сильный, т.к. в нем «все лошадиные силы». Другой – довольно «тяжелый», т.к. в нем вес автомашины. Автомобиль начнет движение при вращении второго диска. Первый диск вращается со скоростью 10 - 30 об/сек, а второй неподвижен. Здесь функционируют: колено, голень и немного стопа. Когда диски соприкасаются, то один за счет сил трения цепляет и раскручивает второй, где сконцентрирована большая масса весом около тонны и диск скользит по нему. Затем он заставляет другой диск потихоньку вращаться и автомобиль словно ползет. Если вы резко отпустите педаль сцепления, то диски мгновенно соединятся, автомашина подпрыгнет, а мотор заглохнет.


Для плавности движения педаль надо удерживать несколько секунд во второй позиции. Диски «пооботрутся», а автомобиль - приобретет небольшой запас инерции движения. Пауза составляет около 20-30 секунд. Опытный шофер затратит на это не больше трех-пяти секунд. Но при движении задним ходом надо удерживать педаль довольно долго.


Напомним, расстояние между 2-й и 3-й позицией равно 10 мм. Достигая 3-й позиции, диски полностью соединяются и вращаются вместе без скольжения, скорость автомашины уже не увеличивается.


Тренировки с педалью газа лучше проводить на прямом участке дороги, где слева находятся конусы, расположенные с интервалом в три метра. Учащийся потихоньку нажимает, удерживая в некотором положении, и плавно отпускает педаль газа, в то же время, наблюдая за положением конусов.


Обучающий специалист или автоинструктор задает различные положения педали газа, которые соответствуют различным степеням нагрузки двигателя. Уроки вождения начинаются так: вначале движение должно осуществляться на самой маленькой скорости, затем плавно нажать на педаль дросселей до средней нагрузки, что увеличит скорость движения. Педаль нужно удерживать в таком положении пару секунд, затем также без рывков перевести на полную нагрузку и вновь удерживать пару секунд. Все действия повторяют в обратном порядке. Когда эти упражнения будут выполняться легко и свободно, то можно перейти к плавному переходу от минимума к максимуму и обратно без задержки педали.


Когда вы нажимаете на педаль тормоза, то происходит замедление движения машины до ее остановки, а при непредвиденном дорожно-транспортном происшествии или другой ситуации не произойдет столкновение транспортных средств или наезд на пешеходов, при так называемом экстренном торможении. При нажатии на педаль откроются дроссельные заслонки карбюратора, увеличится поступление горючей смеси в цилиндры двигателя и возрастает скорость, а при отпускании заслонки прикрываются, и скорость автомашины замедляется.


Все уроки вождения, в т.ч. и упражнения с педалью тормоза нужно проводить на прямом участке трассы, где слева расположены конусы через каждые три метра. Курсант после начала движения автомашины и набора необходимой скорости должен осуществить торможение около 3-го конуса, обращая особое внимание на сброс скорости. Во время тренировки необходимо по очереди осуществить плавное и экстренное торможение.


Отметим, что левая стопа ноги должна быть на педали сцепления! Учащемуся необходимо ощутить ее поверхность и быть готовым к определенному сопротивлению этой педали. Из всех зон стопы работать долго и продуктивно могут только подушечки стопы. Запомните, никогда не опирайтесь на пятку. Нажимайте педаль сцепления быстро, одним движением, до пола. Основная работа здесь падает на колено. Когда нажали педаль, необходимо ослабить напряжение в ноге - опереться пяткой о пол, удерживая педаль нажатой.


Теперь поговорим о тормозе, который чаще всего называют просто «ручником». Случается, что ваша «ласточка», не дождавшись вас, отправляется на прогулку самостоятельно. Такое может произойти, когда кто-то ненароком заденет ее. Чтобы такого не случилось, существует ручной тормоз, который заблокирует задние колеса автомашины и не позволит им вращаться. Начиная движение, не забудьте нажать на кнопку, удерживающую «ручник» в поднятом состоянии! Не дергайте рычаг стояночного тормоза во время движения автомашины, иначе машину занесет даже на ровной асфальтированной дороге.